Артем Абленко
vmedia.one
Всемирная Выставка EXPO – это мощный инструмент стран-участниц для демонстрации технических и технологических достижений в промышленности. Однако, помимо прямой концепции выставки, ЭКСПО приносит нашему миру уникальные архитектурные сооружения каждые два года. Несмотря на то, что истории мероприятия уже более 160 лет, до сих пор сооружения прошлого удивляют людей настоящего и будущего.
Впервые всемирная выставка была проведена в 1851 году в Гайд-парке в Лондоне. Главной достопримечательностью выставки стал Хрустальный дворец, возведённый лучшими архитекторами Англии из железа и стекла. Здание было сооружено из отдельных конструкций, которые легко собирались и разбирались при необходимости. Дворец, олицетворявший начало «золотого века» стал объектом проведения театральных представлений, музыкальных шоу и выступлений . Уже после, в крупнейших городах мира стали возводить подобные залы из стекла и железа — читальные залы, пассажи, сводчатые галереи. Однако 30 ноября 1936 года «чудо Британии» полностью выгорело. Причина пожара не была точно установлена; обгорелые конструкции здания разобрали на металлолом.
Хрустальный дворец (Гайд парк, Лондон)
Пожалуй самой известной в мире и по сей день является «Всемирная выставка 1889 года», которая проходила в Париже, которая была приурочена к столетию взятия Бастилии. Гюставу Эйфелю была поставлена задача сконструировать уникальное сооружение, чтобы украсить вход на самое мероприятие. Мастер предложил знаменитую Эйфелеву башню, которую по окончанию выставки предполагалось разобрать. Однако от этой идеи пришлось быстро отказаться несмотря на критику со стороны самих горожан, ведь бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня «окупилась» за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом. Установив на корпус башни лифт, власти Франции обеспечили себе самую посещаемую туристическую точку мира. Однако статистика иногда дает ложную информацию. Эйфелева башня заняла первое место в рейтинге самых разочаровывающих туристов достопримечательностей, составленном американской туристической компанией Global INC в 2007 году. Согласно данным опроса, выразили разочарование более четверти опрошенных: они заявили, что на ней слишком много народу, чтобы можно было насладиться видом.
Этот случай нельзя назвать грустным или комичным, однако то, что он исторический, спорить не стоит. Во время немецкой оккупации привод лифта внезапно был повреждён прямо перед самым приездом Адольфа Гитлера в 1940 году. Из-за военного положения и скорого прибытия фюрера, восстановить привод было невозможно в такие короткие сроки. Посещая Париж, Гитлер так и не смог попасть наверх. В августе 1944, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер приказал, чтобы генерал-полковник Дитрих фон Хольтиц, военный комендант округа Большого Парижа и начальник гарнизона, уничтожил башню наряду с остальными городскими достопримечательностям. Но фон Хольтиц не повиновался приказу, а через несколько часов после освобождения Парижа привод лифта вновь заработал.

Второе чудо Парижа, которое по сей день является визитной карточкой любого модного мероприятия, - это Grand Palais. Данный этюд архитектуры возвели для выставки 1900 года, дабы продемонстрировать мощь набирающей обороты легкой промышленности Франции и машиностроения в Российской Империи. «Большой Дворец» сначала назывался «Дворец Индустрии», однако после туристического бума во Франции, было принято решение назвать это сооружение более элегантно. Архитектурный стиль – «боз-ар», дословно – изящное искусство. Для Grand Palais характерны строгая симметрия пространств, эклектическое использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории, богатый декор с использованием лепки, барельефов, фигурной скульптуры, а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото). C 1988 года – данный дворец является излюбленным местом Карла Лагерфельда, который уже столько лет подряд проводит показы CHANEL именно в Grand Palais, называя сооружение «самым красивым местом на планете».
Grand Palais (Париж, Франция)
Бельгия принимала EXPO девять раз. Заключительный ивент прошел в 1958, и стал первым масштабным мероприятием после Второй Мировой Войны. Франкоговорящий Брюссель, не стал утопать в креативных брэйнштормигах для своего творения, и назвал свой главный павильон идентично французскому - Grand Palais. Но находчивые «северяне», которые отдают предпочтение нидерландскому языку, такому названию были не рады, и на всенародном голосовании годом ранее самой выставки, дали имя величественному дворцу – Heysel.

Находится он в центре столицы Бельгии, тем самым привлекая сюда огромное количество студентов. Да, почти 70 процентов посетителей Grand Palais, - это учащиеся архитектурных и дизайнерских факультетов различных университетов. Стиль построения сооружения сразу дает понять, что есть отпечаток индустриального бума Бельгии и Германии. Как шутят сами брюссельцы: «Стиль немецкий, деньги наши». Структура работы, металлоконструкции и огромное количество бетонных колонн – являются культурным наследием ЮНЕСКО. По архитектурным планам Grand Palais пишут диссертации, за сохранение бетонных конструкций получают Нобелевские Премии, а туристы выстаивают километровые очереди, чтобы попасть внутрь выставочного комплекса.
Grand Palais (Брюссель, Бельгия)
Чтобы увидеть второе чудо бельгийского ЭКСПО 1958, необходимо перейти дорогу от Grand Palais и зайти в национальный парк, несмотря на то, что знаменитый Атомиум – 102 метра в высоту, что значит не увидит его только слепой. Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале 2006 года капитального ремонта —стальной оболочкой, состоит из девяти сфер, которые объединены в конструкцию, изображающую кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. В средней колонне находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в верхнем шаре Атомиума. Аркадий и Борис Стругацкие, посетившие Бельгию в 1963 году, никак не могли прийти в себя после увиденного:

"Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе».
"Атомиум" (Брюссель, Бельгия)
В 2008 году в Саргосе, Испания, выставка проходила в штатном режиме. Международные обозреватели назвали мероприятие самым неудачным за всю историю проведения, в виду низкой посещаемости от туристов. Однако есть и позитивная статистика. Архитектурные изыски EXPO 2008 побили даже Пекинскую Олимпиаду этого же года. Дизайн павильона хозяйки выставки - Испании, задуманный Государственным Обществом Международных Выставок, вдохновлен концепциями пространства и света тополиных рощ, так часто встречающихся на берегах реки Эбро. Архитектор Франциско Мангадо разработал эту конструкцию, представленную огромной крышей и лесом колонн, которые формируют террасу перед входом в здание, где располагается еще одна выставка, посвященная биоклиматической архитектуре. На заседании жюри VII Премии «Ceramique», было принято единогласное решение присудить первую премию в категории архитектуры автору проекта испанского Павильона на Экспо-Сарагоса 2008 архитектору Франсиско Мангадо.
Павильон Франциско Мангадо (Саргоса, Испания)
В 2010 году, Шанхай принимал ЭКСПО. Именно после этой выставки страны участницы переняли футуристический стиль в строительстве своих павильонов. Однако, проявили себя в архитектурных талантах совсем не китайцы, а британцы. Собор Семян представляет собой здание высотой 20 м, состоящее из 60 тысяч, закрепленных в каркасе, волоконно – оптических стержней, тонких (в диаметре 20 мм) и прозрачных, длиной 7,5 м, на конце каждого упаковано одно или несколько семян растения, любезно предоставленных Банком Семян Тысячелетия (это проект Королевских ботанических садов Великобритании, цель которого – к 2020 году собрать семена 25% растений всего мира). Волокна прозрачные и днем пропускают внутрь солнечный свет, а вечером включается подсветка, встроенная в стержни. А еще стержни реагируют на ветерок и колышутся … это очень красиво снаружи, и необыкновенно завораживает находящихся внутри. Каждый задумается о своем, наблюдая разнообразие в таких масштабах и в полной тишине, но в целом идея полностью понятна – почувствовать себя частью богатой Природы, понять ее ценность и хрупкость, ощутить взаимосвязь всего живого на Земле. Во время выставки этот чудесный павильон заслуженно попал в пятерку самых интересных объектов, и получил понятное прозвище «Одуванчик». После мероприятия организаторы собирались раздать «пушинки одуванчика» школам Великобритании и Китая.
Собор Семян (Шанхай, Китай)
Made on
Tilda