Клеменция Булахтина
vmedia.one
РЕФОРМАТОРЫ
Проект о тех, кто меняет городскую среду
Сейчас — в эпоху «гугл-мэпс», «яндекс-карт», различных навигаторов и множества «онлайн-путеводителей» — редко кто вспоминает про существование бумажных карт. А то, что когда-то давно карты составлялись учёными и распространялись по миру в рисованном от руки варианте, кажется неправдой.
Тем не менее сейчас одна из популярных тенденций среди художников — создание необычных географических карт. В качестве примера такого творчества можно вспомнить нарисованную от руки карту Лондона Дженни Спаркс, серию абстракции «Сities», в которой Джазберри Блю изобразил планы известных городов мира, скульптуру Ютаки Соне «Маленький Манхэттен» весом в 2,5 тонны, сделанную из чистого мрамора, или гигантскую карту мира, сооружённую из старых микросхем.
Воронеж, как оказалось, тоже не отстает от мировых веяний: 10 февраля в книжном клубе «Петровский» состоится презентация первой иллюстрированной карты нашего города — «Воронеж на ладони».

Журналисту vmedia.one удалось первым поговорить с автором проекта — художником-иллюстратором Мариной Демченко — до презентации и узнать об особенностях создания авторской карты города, а также получить советы о том, как оформить свой проект, чтобы получить грант правительства.
Марина Демченко — иллюстратор, дизайнер и художник. Окончила ВГАСУ по специальности «Дизайн архитектурной среды». Лауреат конкурса «Культпоход», финалист конкурса на памятный знак Платоновского фестиваля искусств. Участница различных фестивалей и конкурсов («Design Debut», «Золотая блоха», ReThink Art Digital Festival, Международный Открытый Евразийский Книжный форум, «Зодчество Черноземья», «Суздальфест» и др.). Обладатель гранта от правительства Воронежской области (2015) и премии правительства Воронежской области по поддержке талантливой молодёжи (2013).
Клеменция:
Здравствуй, Марина! В первую очередь расскажи подробнее о своём проекте «Воронеж на ладони».
Марина:
Если говорить словами из описания к моему проекту, «Иллюстрированная карта "Воронеж на ладони" — это запоминающийся и функциональный сувенир, который, за счёт лёгкости подачи текстовой информации и яркой визуальной графики, выполнит две задачи: привлечёт внимание к сохранению культурного наследия и укрепит бренд города. А заодно и заполнит нишу уникальных сувениров, которых в Воронеже не так уж и много. Карта будет функциональна в изучении достопримечательностей города и привлекательна с визуальной точки зрения — например, её можно повесить на стену для украшения интерьера».
Клеменция:
А если неформально?
Марина:
Я интересуюсь городской средой как живым организмом, способным влиять на жизнь людей и вдохновлять их на творчество. Эту единую среду интересно исследовать, узнавая историю зданий, памятников, парков. Город в визуальной схеме станет ближе, роднее, понятнее.
Клеменция:
Почему ты выбрала именно формат карты?
Марина:
Карта — это штука функциональная, но я стала изучать этот вопрос глубже (какие были карты раньше, с какой целью они использовались) — и обнаружила, что это был один из инструментов для изменения общественного мнения. Были такие карты, где страны представляли из себя зверей — своего рода ассоциация или метафора той или иной страны, реальных исторических персонажей и так далее. Или вот ещё яркий пример воздействия: картограф МакКей представил торговые пути Америки в виде человеческого организма. Карта была сделана по заказу Land & River Improvement Company из города Сьюпирио. И именно поэтому сам город стал, как говорилось в описании к карте, «центром сердечно-сосудистой системы». Железнодорожные пути — артерии, озеро Мичиган — печень, а Нью-Йорк — «пуп, из которого развился коммерческий человек», и так далее.
Клеменция:
То есть ты своей картой хотела повлиять на восприятие нашего города?
Марина:
Безусловно — расположить к нему людей. В Воронеже я живу уже 11 лет. Хотя этот город для меня не родной, но я искренне его люблю. И очень часто сталкиваюсь с тем, что люди, которые родились здесь, не очень-то любят свой город: всё им здесь кажется гиблым, унылым — в общем, применяют самые нелестные эпитеты к своему же — повторюсь — родному городу!
Клеменция:
И каким же образом в карте ты располагаешь людей к городу?
Марина:
К примеру, в Воронеже есть много архитектурных диссонансов, которые раздражают. А в карте я попыталась сгладить эти противоречия и в целом сделать сказочный образ города — немного нелепый, но очень живой и душевный.
Клеменция:
Мы сможем увидеть на карте весь город?
Марина:
Нет, я начала с субъективного центра города. Весь Воронеж — пока в перспективе.
Клеменция:
Ты говоришь «субъективный центр города» — что имеется в виду?
Марина:
Я не краевед и не историк, поэтому подход у меня довольно своеобразный. «Откадрировала» Воронеж на свой вкус: от площади Заставы до набережной, от улицы Коммунаров до 20-летия октября.
Клеменция:
А какой подход к выбору зданий?
Марина:
В рамках заданного «квадрата» я старалась брать все здания: и однотипные многоэтажки, и «скучные кубы», и нелепые офисные центры. Кроме разве что маленьких сарайчиков. Наиболее яркими и крупными, тщательно прорисованными на карте, конечно, представлены исторические здания. Конечно, я не хотела переносить на неё весь реестр культурных объектов — на карте можно увидеть крупными как традиционные достопримечательности, так и неформальные, вроде «Волосатой стены» (пр-т Революции, д. 35).
Клеменция:
Получается, что твоя карта «танцует»: крупные современные постройки представлены схематично, а культурная достопримечательность, возможно, малая в реальности, — напротив, на карте выражена ярко. Вернёмся к функциональности: каким образом я смогу прогуляться по городу, полагаясь на эту карту?
Марина:
В помощь всем владельцам карты «Воронеж на ладони» разработаны несколько вариантов маршрутов, по которым следует идти, чтобы посмотреть различные достопримечательности. Есть одно «но»: по карте нельзя просчитать протяжённость маршрута и время, за которое его можно преодолеть, — как раз по той причине, которую ты назвала. Можно считать это своеобразным игровым элементом.
Клеменция:
С одной стороны, карта — это твоё творческое высказывание, а с другой — весьма кропотливая работа, требующая педантичного подхода.
Марина:
О, да! Рисовать домики — это огромная работа, даже хочу посчитать, сколько их было нарисовано! Здесь даже двойная работа получается. Сначала я тщательно рассматривала их в панорамах Google- и Яндекс-карт, потом переделывала каждый домик в голове, делала его маленьким, лаконичным, пыталась придать харáктерность, искажала и, наконец, встраивала в эту карту.
Клеменция:
Для кого эта карта? Как бы ты могла охарактеризовать человека, который ею заинтересуется?
Марина:
Это может быть как турист, так и воронежец. В общем, активный человек с творческим потенциалом, открыто воспринимающий мир, фантазёр и мечтатель.
Клеменция:
Мы знаем, что на реализацию своего проекта ты получила грант правительства Воронежской области.
Марина:
Вообще, один из самых привлекательных способов реализовать свой проект — это получение гранта. Когда я узнала, что в Воронеже можно получить грант на создание проекта в области культуры и искусства, то крепко задумалась: что же можно предложить в качестве своего творческого высказывания и в то же время что будет иметь социальную значимость, потому что на такие проекты в первую очередь обращают внимание члены комиссии?
Клеменция:
100 тыс. рублей — такова сумма гранта для победителя среди физических лиц. На что конкретно они были тебе необходимы?
Марина:
Согласно контракту, часть суммы можно потратить на оплату труда исполнителя и руководителя проекта (в моём случае я являюсь и тем, и другим). Это позволило мне освободить на реализацию проекта своё рабочее время. А другая часть — это оплата услуг типографии.
Клеменция:
Есть ли какие-то особые условия, которые нужно соблюдать?
Марина:
Ты должен реализовать проект, предоставить отчёт в срок. Права на результат принадлежат тебе, всё, что ты будешь делать с проектом дальше, — на твоё усмотрение. Единственное — необходимо указать, при чьей поддержке он был реализован. На мой взгляд, ничего сложного в этом нет.
Клеменция:
А если сорвать сроки или вообще ничего не сделать?
Марина:
Тогда ты должен будешь вернуть выделенную сумму — это указано в контракте, который вы заключаете с Департаментом культуры Воронежской области.
Клеменция:
А можешь ли ты дать несколько советов — своего рода лайфхаков для инициативных, творческих людей, которым тоже есть что предложить в области культуры и искусства, но они сомневаются в реальной возможности получить грант. Как избежать глупых ошибок типа неправильно выбранного шрифта при составлении заявки? На что ориентироваться при выборе темы проекта?
Марина:
...
Примечание редакции:
Здесь Марина решила, что она не ограничится парой общих фраз в духе «пробуйте — и всё у вас получится», и захотела подробнее рассказать о своей первой и удачной попытке получить грант. Итак, на что стоит обратить внимание.
В заявке на грант сказано, какую информацию нужно указать: это краткие сведения о руководителе и исполнителях проекта, описание основных направлений деятельности претендента, описание проблемы, на решение которой направлен проект, цели и задачи проекта, обоснование социальной значимости проекта для Воронежской области, ожидаемые результаты от его реализации.

Для того чтобы наиболее подробно рассказать о своём замысле, к заявке можно приложить дополнительные материалы. И этой возможностью, я считаю, обязательно нужно воспользоваться. Это могут быть фотографии начатого проекта или предыдущих ваших работ, а может быть, более подробное текстовое описание. Лучше всего оформить все эти материалы в виде буклета. Важно, чтобы этот буклет был красочный, иллюстрированный, хорошо свёрстанный, со структурированной информацией, которая максимально полно освещает вашу идею с разных сторон. Пусть эта информация и может выйти за пределы того, что нужно указать, но гораздо лучше рассказать о вашем проекте и его значении как можно больше, чем скромно умолчать о каких-то аспектах или собственном опыте. Это может стать важным аргументом для комиссии, которая будет принимать решение, выбирая из множества проектов, подобных вашему.

В буклете можно давать разную информацию. Чтобы понять, что именно стоит раскрыть подробно, задайте себе нижеследующие вопросы и попробуйте на них ответить.

Как возникла идея проекта? Чем он интересен лично мне? Почему я хочу им заниматься? Что я могу, чтобы сделать его максимально хорошо? Поможет ли мне в этом мой опыт? В чём суть моего проекта? Актуален ли он, в чём его важность? Для какой целевой аудитории создаётся проект? Существовали ли подобные проекты в других городах и странах? Используя анализ этого опыта, можно предложить что-то уникальное для Воронежской области. Возможно, у проекта есть перспектива развития. Опишите по пунктам все качества проекта, выделив тем самым его преимущества. Вообще информация, которая войдёт в буклет или презентацию, должна быть лаконичной, грамотно и эстетично оформленной.

Обдумав эти моменты и записав их, можно дать ознакомиться с этим текстом тем, чьему мнению вы доверяете. Это могут быть как люди, сфера деятельности которых связана с темой вашего проекта, так и далёкие от неё. Создавая проект, всегда полезно посмотреть на него со стороны — и для этого пригодятся мнения окружающих. Не обязательно следовать всем мнениям, но, увидев реакцию со стороны, вы можете подметить для себя что-то не замеченное ранее.

Думаю, важно упомянуть и о том, чтобы своим проектом вы, как говорится, «горели». Это должно быть то, чем вам нравится заниматься, и в идеале — то, что вы не можете не делать. Грант может стать лишь хорошим поводом посвятить своё время и силы реализации этого проекта. Вообще, на основе своего опыта советую подавать идею проекта, который уже начал реализовываться, и рассчитывать, сколько времени вы сможете уделять ему в течение года в случае выигрыша. Справитесь ли вы с проектом самостоятельно или же вам понадобится помощь других профессионалов. Полезно проанализировать победителей конкурса грантов прошлых лет, чтобы понять, какие темы и идеи чаще всего побеждают, а каких интересных замыслов ещё не было.

Важно внимательно прочитать положение о конкурсе грантов и держать в голове, что для него ищутся проекты, которые могут быть полезны для изучения и сохранения культурного и исторического наследия Воронежской области. Для того чтобы придумать такой проект, нужно наблюдать за тем, что происходит в культурной жизни, изучать информацию о новых явлениях, происходящих в искусстве, в урбанистике, в общественной жизни, в арт-менеджменте. Лично меня всегда вдохновляют истории о необычных креативных инициативах, которые простым способом могут решать проблемы городской среды. Много информации я почерпнула из книги Чарльза Лэндри «Креативный город», а также из лекций по урбанистике. Полезно слушать лекции, выкладываемые на таких информационных площадках, как, например, сайты «Теории и практики», музея современного искусства «Гараж». Поэтому вот ещё один мой совет желающим поучаствовать в конкурсе грантов: изучайте как можно больше информации не только в области, которой вы занимаетесь, но и в смежных областях, анализируйте, будьте открыты всему новому и, конечно же, фантазируйте!

Марина Демченко
Автор проекта "Воронеж на ладони"
Фото: Карина Магомедова
Made on
Tilda