ЛЕКТОРИЙ
Основоположники супрематизма и абстракционизма, учёные, гении, мыслители и просто граждане мира. Они оставили след в культуре так же легко и навсегда, как и когда-то давно покинули свою Родину. Они вдохновляли и до сих пор являются источником творчества для новых поколений и пиковой отметкой мастерства исполнения. Они — русские художники. vmedia.one продолжает рубрику «Лекторий», где мы устраиваем интеллектуальный ликбез для тех, кто стремится к новым знаниям.
Артем Абленко
vmedia.one
Илья Ефимович Репин
Алексей Георгиевич Явленский
Илья Ефимович Репин

Отец русского реализма и великий мыслитель. С самого старта своего творческого и жизненного пути Репин был признан одним из самых выдающихся представителей уникальной стилистики. Также поражает активность художника, который за 86 лет жизни создал более 400 работ. Его внимание к жизни повседневной подпитывало природное любопытство и любовь к перекладыванию того самого реализма на холст. Внимание и интерес к Репину не угасают, а критики и обозреватели всё ещё пишут ему признания в высоких чувствах.
Существует легенда, что картина И. Е. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», приобретённая Александром III на выставке изящных искусств, вдохновила монарха создать Русский музей. Со дня его основания, картины Ильи Ефимовича там преобладали.
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых»
После данной истории популярность Репина на Западе перешла все мыслимые границы, поэтому художнику пришлось расширять эти рамки в срочном порядке. Илья Ефимович рассказывал, что во время создания портрета «на короткое время влюблялся» в натуру, придавая большое значение литераторам, которых писал, слушал музыку композиторов, наизусть заучивал стихотворения поэтов. Это был обязательный процесс для художника — понять натуру объекта и передать его в максимально приближенном виде людям.

За такую любовь к натурализму в Скандинавских странах Репина признали гением начала ХХ века, однако этот факт подкреплён не только благодаря его действительной гениальности, но и географической близости самого Репина к Скандинавским странам. Он проживал в поселке Куоккала, пока в один момент этот населенный пункт не стал финской территорией. В итоге Илья Ефимович, сам того не ожидая, вторгся в мир европейской живописи и портрета, где его с успехом приняли. Русская интеллигенция часто писала письма великому художнику и даже пыталась выманить его обратно уже в Советский Союз, однако Репин отказывался возвращаться. В юмористической форме он отказывался прибыть на историческую Родину, формулируя свои мысли так: «Моё творчество принадлежит миру».

Сегодня многие работы Репина находятся в музее Рейк (Амстердам) и Русском музее (Санкт Петербург). Одна из самых известных картин русского реалиста — «Иван Грозный и сын его Иван» — находится в Воронежском областном музее изобразительного искусства им. И.Н. Крамского.
Василий Васильевич Кандинский

Если говорить об абстракционизме, в голове начинают всплывать многотысячные фрагменты того, что ваш мозг распознаёт как абстрактность. Русский художник Василий Васильевич Кандинский успел придумать систему упорядочивания прекрасного воедино. Он переносит необъяснимые предметы на холст — и та самая непослушная голова сама всё систематически расставляет на свои места. За этот своеобразный творческий трюк Кандинского называют основоположником абстракционизма.
За что так любят Кандинского? Ну, во-первых, за его активную гражданскую позицию. Его захлестнуло волной послевоенной эмиграции, и он отправился во Францию, полный надежд, которые разбились о реалии революции. Его творческая натура проснулась, когда Василию Васильевичу было уже далеко за 30, а в комоде пылился красный диплом юриста. Но судьба знает и видит куда больше, поэтому русскому эмигранту суждено было стать великим художником. Вторая причина, почему Кандинский один из самых успешных русских творцов, — это его философские и научные взгляды, которые были отражены на холсте маслом. Его математически и геометрически гениальные проекты, которые он изображал, пропитаны смелостью, утончённостью и практичной красотой.
Его работы не подлежат продаже или покупке с 2007 года — это преследуется по закону. Все его труды представлены в лучших музеях мира: Центр Жоржа Помпиду имеет целый этаж, посвящённый русским художникам, пространство в 450 кв. м (половину этажа) занимают работы Кандинского.
В Музее Фонда Байелеров в швейцарском Базеле есть отдельный выставочный комплекс, где Василия Васильевича выставляют уже более 11 лет, с учётом того, что количество посетителей с каждым годом растёт в геометрической прогрессии. Всё как любил Кандинский. Сами работы художника являются объектами для изучения студентами различных университетов, которые специализируются на изобразительном искусстве.

Российский культурный фонд «АртХроника» учредил премию имени Василия Кандинского, основной задачей которой является поддержка и развитие российского актуального искусства, а также повышение его авторитета в мире.

Номинации, которые представлены на премии:

– «Проект года» — 1 800 000 рублей;

– «Молодой художник. Проект года» — 450 000 рублей;

– «Научная работа. История и теория современного искусства» — призом в данной номинации является издание работы на русском или английском языке.


Претендентами на обладание этой премией становятся художники, чьё творчество тем или иным образом влияет на развитие современного искусства.
Алексей Георгиевич Явленский

Художник-экспрессионист, который больше известен под своим видоизменённым именем: Алексей фон Явленский. В 1896 году он покинул Российскую империю навсегда, сев на поезд Санкт-Петербург — Хельсинки и далее — в Берлин. Именно он стал идейным вдохновителем для Кандинского и Марианны Верёвкиной и подготовил их к эмиграции. Художники столкнулись с огромной проблемой в мире искусства: предвзятое отношение к любым видам его нестандартного проявления. Внутреннее и внешнее восприятие мира не должно подвергаться гонениям или критике, поэтому в холодный декабрь 1911 года было зарегистрировано общество прогрессивных художников «Синий всадник». Теоретически обосновал данную концепцию Василий Кандинский, который весьма резко относился к любым несвободам. А основная идея концепции — «равноправие как главный постулат общества» была придумана Алексеем Григорьевичем.
«Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Василий — лошадей, я — всадников. И название пришло само»
Алексеем Григорьевичем были созданы более 3500 произведений, большинство из которых сейчас находится во многих музеях и приватных галереях Европы и Америки. В российских же музеях работ Явленского насчитывается не более 20. Однако искусствоведы того же самого Музея Гугенхайма дают чёткую оценку трудам Явленского: русская культура просачивается в работы художника всё чаще, прямо пропорционально его проживанию на Западе.
Алексей Григорьевич был частым гостем на Родине: он навещал своих родственников, а иной раз представлялся на экспозициях и выставках, но всё же к этому времени его сердце уже принадлежало Мюнхену. Именно там его картины раскупались и выставлялись, а в доме Явленского и Верёвкиной (которые впоследствии поженились) стали собираться многочисленные друзья, художники, известные артисты тех лет и культурная элита на закате золотого века.

Особняк фрау Явленской-Верёвкиной и Алексея Григорьевича сегодня является государственным музеем, где представлено более 200 работ знаменитой пары. Изображение знаменитого «Синего всадника» хранится в сердце музея — в знак того, что идеология гениальных творцов ХХ века продолжается юными художниками века настоящего.
Made on
Tilda