О чем на самом деле фильм «Идеаль»? Фредерик Бегбедер о красоте и мире моды на языке стереотипов
Ксения Сергиенко
vmedia.one
Комедия «Идеаль» выходит на российские экраны 27 апреля. В преддверии премьеры vmedia.one рассказывает, что такое мир моды «по Бегбедеру», о каких простых истинах позабыла подиумная элита и почему фильм — это стереотип длиной в полтора часа.

P.S. Материал не содержит спойлеров.
С Октавом Паранго все знакомы еще со времен комедии «99 франков». Там он — сотрудник рекламной компании, а в «Идеаль» — скаут крупнейшей косметической фирмы. К слову, оба фильма сняты по мотивам книг Фредерика Бегбедера, только «99 франков» экранизировал голландский режиссер Ян Кунен, а «Идеаль» — сам автор произведения. Сюжет последнего довольно прост: главный герой колесит по России в поисках самой красивой девушки, которая в дальнейшем станет лицом бренда. Страна выбрана не случайно — ведь именно здесь живут настоящие красавицы (если верить мировым рейтингам!). За время своего путешествия по миру глянца Октав «преображается», и вот несколько истин «по Бегбедеру», которые узнает главный герой.
Мир моды — это рабство

Подиумы давно зарекомендовали себя как диктаторы понятий об истинной красоте и современном стиле. Именно они породили образ прекрасной девушки, который замурован в идеальные параметры 90-60-90, а здоровый румянец заменили болезненной бледностью. Мода создала целую плеяду «Наташ» (в фильме так зовут всех девушек, мечтающих покорить подиумный Эверест), которые либо готовы быть выверенными шаблонами для модельеров, либо просто мечтают найти папика. И то и другое — живучие стереотипы, однако именно с их помощью Бегбедер старается открыть глаза тем, кто пытается «быть как все» в индустрии моды. Ведь именно подиумы запустили конвейер «стандартизированного идеала».
Лакшери-мир в объективе режиссера выглядит неприятным и отталкивающим: постоянные алко-трипы олигархов, бесконечные дорожки кокаина и тысячи женщин, пытающихся стать № 1 через постель. Каждый кадр о «роскошной» жизни богемы словно кричит: «Девушки, одумайтесь — зачем вам такая жизнь? Ради чего вы так стараетесь? А главное — ради кого? Это ведь все обман, рабство, пошлость!» Так что прежде, чем нырять с головой в океан псевдокрутой жизни, посмотрите «Идеаль» и подумайте, стоит ли оно того.
Человек — не вещь. Человек — не товар. Человек — личность

Вроде бы это и без того общеизвестная истина, однако оказывается, многие склонны думать иначе. Первая половина фильма оголяет «высшее» общество и показывает его изнанку. Гуманность, эмпатия, любовь, взаимопонимание — все эти человеческие ценности перечеркнуло желание «жить красиво». По Бегбедеру, модельный бизнес привык оценивать людей по внешнему виду: некрасивая — пошла вон (кстати, слоган к фильму: «А страшные пусть сдохнут»), «ничего такая» — можешь задержаться на одну ночь, красивая — будешь сниматься в рекламе тампонов, а там посмотрим. Вся оценочная шкала сводится к одной категории — внешности. И на последнюю смотрят на как продукт: нравится/не нравится. Может быть, в мире моды иначе и нельзя, ведь милое личико и стройная фигурка — это резюме с шансом на успех. Но каким бы ни был бизнес, забывать о человечности все же слишком цинично.
Все вышеперечисленное — общедоступные истины, которые известны каждому. Отсюда — логичный вопрос: зачем снова и снова включать заезженную пластинку и снимать фильмы на подобные «злободневные» темы? Ответ напрашивается сам: нужно говорить о проблемах до тех пор, пока они не будут решены. К тому же комедия «Идеаль» рассказывает о них очень необычным способом — с помощью стереотипов о мире моды в целом и о жизни в России в частности.
Бегбедер напичкал фильм большим количеством стандартных клише: каждая ступенька мира моды — это прыжок через постель; олигарх — дядя, у которого из карманов торчат доллары, а по бокам сидят красивые девушки; «Наташа» — недомодель с внешностью «как у всех», мечтающая о богатом папике; русская глубинка — это мотоцикл «Урал» с коляской и шапка-ушанка летом. И все в таком духе. Гротескная пародия на жизнь богемы сдирает всю мишуру с мира, «о котором мечтают». Стереотипы упрощают восприятие реального положения дел — и «вселенная богемы» уже не кажется такой манящей, красота оказывается стандартизированной фикцией (поэтому Октав сбегает в российские регионы, конкретнее — в Самару, в поисках «нетронутого» идеала), а обманутые «Наташи» становятся идейными феминистками и ратуют за уважение к себе. На экране все это выглядит смешно и круто. Однако полтора часа фильма закончатся, и вы останетесь один на один с мыслью: «Как же на самом деле все это мерзко!» Подобного эффекта и хотел добиться Фредерик Бегбедер, ведь в своих интервью он ни раз говорил, что "Идеаль" — это «сатира на мир моды и манекенщиц».
Made on
Tilda